О реализуемых основных и дополнительных образовательных программах
Общие положения
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Джугуртинская СШ им. Д.В. Ибрагимова» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09 №373), на основе Примерной ООП НОО, с учетом возможностей, предоставляемых учебно-методическими комплектами, используемыми в МБОУ «Джугуртинская СШ им. Д.В. Ибрагимова». При разработке ООП НОО учтены материалы, полученные в ходе реализации Федеральных целевых программ развития образования последних лет.
Содержание основной образовательной программы отражает требования ФГОС НОО и содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС НОО и учитывающие национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации и региональной специфики Чеченской Республики[1], а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
–пояснительную записку;
–планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;
–систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
–программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
–программы отдельных учебных предметов, курсов;
–программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся;
–программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
–программу коррекционной работы.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
–учебный план начального общего образования;
–план внеурочной деятельности;
–календарный учебный график;
–систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Образовательная организация, реализующая основную образовательную программу начального общего образования, обязана обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений:
–с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности в этой образовательной организации;
–с их правами и обязанностями в части формирования реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании обеспечении освоения всеми детьми основной образовательной программы, могут закрепляться в заключённом между ними и образовательной организацией договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.
[1]Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики (2013г.)
Форма обучения | Очная | ||||||||||||||||||||
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | Русский язык, Литературное чтение, Родной язык (чеченский), Литературное чтение на родном языке (чеченском), Иностранный язык (английский), Математика, Окружающий мир, Основы исламской культуры, Музыка, Изобразительное искусство, Технология, Физическая культура. | ||||||||||||||||||||
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой | Образовательная деятельность в форме практической подготовки организована при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов образовательных программ, предусмотренных учебным планом. Реализация компонентов образовательной программы в форме практической подготовки может осуществляться непрерывно либо путем чередования с реализацией иных компонентов образовательной программы в соответствии с календарным учебным графиком и учебным планом. Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. | ||||||||||||||||||||
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | Перечень электронных образовательных ресурсов и
дистанционных образовательных технологий при реализации ООП НОО
Официальные ресурсы образовательного содержания: – Министерство просвещения Российской Федерации https://edu.gov.ru/
– Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
– Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru
– Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru
– Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
– Официальный информационный портал единого государственного экзамена http://www.ege.edu.ru/
– Официальный сайт поддержки ГИА https://gia.edu.ru
– Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
– Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school‑collection.edu.ru/
– Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru/
– Сайт федеральных образовательных стандартов http://standart.edu.ru/
– Образовательные ресурсы сети Интернет http://www.catalog.iot.ru
– Национальный институт качества образования https://www.eduniko.ru
– Федеральный институт оценки качества образования lk-fisoko.obrnadzor.gov.ru
– Единое содержание общего образования https://edsoo.ru/
Информационные ресурсы учителю Методическая поддержка учителю:
– Министерство просвещения Российской Федерации https://edu.gov.ru/
– Российское образование. Федеральный портал http://www.edu.ru/
– Сеть творческих учителей - сайт для педагогов http://www.it-n.ru/
– Федерация Интернет-образования http://www.fio.ru/
– Учительский портал https://www.uchportal.ru
– Медиаресурсы для образования и просвещении http://www.videoresursy.ru
– Портал «ВСЕОБУЧ» – всё об образовании http://www.edu.-all.ru
– Яндекс. Учебник. https://education.yandex.ru
– Школьная цифровая платформа https://newschool.pcbl.ru
– Сберкласс https://sberclass.ru
– Канал Школьной цифровой платформы https://www.youtube.com/channel/
– Методические видеоуроки https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm
Ресурсы дистанционных форм обучения:
– Центр дистанционного обучения http://www.eidos.ru
– Виртуальная школа "Кирилл и Мефодий" http://www.vschool.km/ru
– Обучающие сетевые олимпиады http://www.teachpro.ru
Первая помощь:
– Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
– Всероссийские олимпиады школьников http://www.rosolymp.ru/
– Учительская газета http://www.ug.ru
– Первое сентября http://www.1september.ru
– Курьер образования http://www.courier.com.ru
– Официальный сайт поддержки ГИА https://gia.edu.ru
– Конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/
Электронные ресурсы по формированию и развитию функциональной грамотности Электронные учебники в медиатеке https://media.prosv.ru/
Электронный банк заданий по функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/
Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте
Банк заданий PISA https://profcentr.ggtu.ru/index.php/dokumenty/43-bank-zadanij-pisa
Мастер-классы PISA https://profcentr.ggtu.ru/index.php/programmy/11-materialy/81-master-klassy-pisa
Онлайн-курсы повышения квалификации при подготовке к PISA https://profcentr.ggtu.ru/index.php/programmy/11-materialy/88-onlajn-kursy-povysheniya-kvalifikatsii
Функциональная грамотность в современном образовании. | ||||||||||||||||||||
О количестве мест | |||||||||||||||||||||
|
ОПИСАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(в соответствии с обновлённым ФГОС ООО и ФОП ООО)
(актуализированная версия)
Основная образовательная программа основного общего образования является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность МБОУ «Джугуртинская СШ им. Д.В. Ибрагимова» (далее – школа, образовательная организация) в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС ООО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений. Основное общее образование является необходимым обязательным уровнем образования.
1.1.1. Целями реализации ООП ООО являются:
· организация учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых результатов основного общего образования, отражённых в ФГОС ООО;
· создание условий для становления и формирования личности обучающегося;
· организация деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одарённых, успешных обучающихся и (или) для обучающихся социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.
1.1.2. Достижение поставленных целей реализации ООП ООО предусматривает решение следующих основных задач:
· формирование у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению;
· обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
· обеспечение преемственности основного общего и среднего общего образования;
· достижение планируемых результатов освоения ООП ООО всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
· обеспечение доступности получения качественного основного общего образования;
· выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию общественно полезной деятельности;
· организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
· участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации;
· включение обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
· организация социального и учебно-исследовательского проектирования, профессиональной ориентации обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, организациями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
· создание условий для сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение
их безопасности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 66 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся, не освоившие программу основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях образования.
В соответствии с пунктом 6 статьи 66 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. Дальнейшие меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству принимает комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.
Форма обучения | Очная | ||||||||||||||||||||
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | Русский язык, Литература, Родной язык (чеченский), Родная литература (чеченская), Иностранный язык (английский), Математика, Алгебра, Геометрия, Информатика, История России, Всеобщая история, Обществознание, География, Физика, Химия, Биология, Музыка, Изобразительное искусство, Технология, Основы безопасности жизнедеятельности, Физическая культура. | ||||||||||||||||||||
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой | В школе предусмотрены и проводятся общественно-полезные практики в рамках внеурочной деятельности различной направленности | ||||||||||||||||||||
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | При реализации ООП ООО, реализуемых в школе использование дистанционных образовательных технологий, предусмотрено Положением школы об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Учителями-предметниками в учебном процессе активно используются цифровые образовательные ресурсы: Республикин дешаран интернет-портал «Урок.95»; Российская электронная школа (РЭШ); Московская электронная школа (МЭШ); Профориентационный портал «Билет в будущее»; Сервис «Яндекс. Учебник»; Сдам ГИА.ру (Решу ЕГЭ.ру, Решу ОГЭ.ру); Единый доступ к образовательным сервисам и цифровым учебным материалам для учеников, родителей и учителей "Моя школа" | ||||||||||||||||||||
О количестве мест | |||||||||||||||||||||
|
ООП СОО является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность МБОУ «Джугуртинская СШ им. Д.В. Ибрагимова» (далее – школа, образовательная организация) в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС СОО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.
1.1.1. Целями реализации ООП СОО являются:
· формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
· воспитание и социализация обучающихся, их самоидентификация посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления;
· преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
· организация учебного процесса с учетом целей, содержания и планируемых результатов среднего общего образования, отраженных в ФГОС СОО;
· формирование навыков самостоятельной учебной деятельности обучающихся на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования;
· подготовка обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности;
· организация деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одаренных, успешных обучающихся и (или) для обучающихся социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.
1.1.2. Достижение поставленных целей реализации ООП СОО предусматривает решение следующих основных задач:
· формирование у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению;
· обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
· обеспечение преемственности основного общего и среднего общего образования;
· достижение планируемых результатов освоения ООП СОО всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ);
· обеспечение доступности получения качественного среднего общего образования;
· выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию общественно полезной деятельности;
· организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
· участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации;
· включение обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
· организация социального и учебно-исследовательского проектирования, профессиональной ориентации обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми организациями, организациями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
· создание условий для сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
1.1.3. Принципы и подходы к формированию ООП СОО:
· принцип учета ФГОС СОО: ООП СОО базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС СОО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на уровне среднего общего образования;
· принцип учета языка обучения: с учетом условий функционирования образовательной организации ООП СОО характеризует право получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности;
· принцип учета ведущей деятельности обучающегося: ООП СОО обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
· принцип индивидуализации обучения: ООП СОО предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
· системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на результаты обучения, на развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
· принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
· принцип обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики изучаемых учебных предметов;
· принцип интеграции обучения и воспитания: ООП СОО предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на достижение личностных результатов освоения образовательной программы;
· принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объем учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий соответствуют требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2, действующими до 1 марта 2027 г. (далее - Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, действующими до 1 января 2027 г. (далее - Санитарно-эпидемиологические требования).
Форма обучения | Очная | ||||||||||||||||||||
Сведения об учебных предметах, курсах, дисциплинах (модулях), предусмотренных соответствующей образовательной программой | Русский язык, Литература, Родной язык (чеченский), Родная литература (чеченская), Иностранный язык (английский), История, Математика, Астрономия, Физическая культура, Основы безопасности жизнедеятельности, Обществознание, География, Информатика, Химия, Физика, Биология. | ||||||||||||||||||||
Сведения о практике, предусмотренной соответствующей образовательной программой | Профиль является способом введения обучающихся в ту или иную общественно-производственную практику; это комплексное понятие, не ограниченное ни рамками учебного плана, ни заданным набором учебных предметов, изучаемых на базовом или углубленном уровне. Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся, для чего изучаются намерения и предпочтения обучающихся и их родителей (законных представителей). | ||||||||||||||||||||
Сведения об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
http://решуегэ.рф, http://ege.sdamgia.ru
Якласс, Учи.ру , РЭШ, МЕШ
Моя школа онлайн и др. | ||||||||||||||||||||
О количестве мест | |||||||||||||||||||||
|
Об учебном плане
Учебный план уровня НОО (1-4 классы) реализует ФГОС НОО;
Учебный план уровня ООО (5-9 классы) реализует ФГОС ООО;
Учебный план уровня СОО (10-11 класс) реализует ФГОС СОО;
О календарно-учебном графике
Календарный учебный график и график школьных каникул МБОУ "Джугуртинская СШ" на 2023-2024 учебный год
О методических и иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса, в виде электронного документа
Аннотации к рабочим программам
Численность обучающихся
В организации | В каждой параллели | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета | Всего | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ | Всего | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
За счет бюджетных ассигнований местных бюджетов | Всего | 381 | 39 | 31 | 39 | 44 | 44 | 39 | 39 | 31 | 34 | 27 | 14 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
За счет средств физического и (или) юридического лица | Всего | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Всего | Всего | 381 | 39 | 31 | 39 | 44 | 44 | 39 | 39 | 31 | 34 | 27 | 14 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |